новости

ЧТПЗ отметит юбилей «Железного Якова»
ОАО "Челябинский трубопрокатный завод" отметит 110-летие со дня рождения руководителя компании Якова Осадчего. 22 октября компания отпразднует юбилей исторического директора ЧТПЗ и его дочернего предприятия – ОАО "Первоуральского новотрубного завода".
Театр Сан-Карло выступит на сцене Мариинского театра
Трехдневные гастроли на сцене Мариинского театра открыла необычная постановка "Паяцев" Леонкавалло. Новое решение для оперы с более чем богатой сценической историей предложил один из ведущих режиссёров европейского синтетического театра Даниэле Финци Паска.
Охтинский мыс в Петербурге опять хотят застроить
На обсуждение совета вынесли результаты независимой государственной историко-культурной экспертизы по Охтинскому мысу, которую выполнили представители Национального союза экспертов. Руководитель группы экспертов Вячеслав Шестаков, ограждая себя и своих коллег от лишних вопросов, сразу пояснил, что задачей группы было определить - можно ли отнести объект к федеральному или региональному реестру памятников.
АвтоВАЗ представит электромобиль Lada Ellada
Волжский автозавод АвтоВАЗ покажет в рамках форума RUSNANOTECH-2011 собственный электрокар. Отечественный автомобиль, построенный на базе модели Lada Kalina, будет называться Ellada. Новинка будет предлагаться в кузове универсал с полноразмерным салоном и стандартной ходовой частью.



Флоренский П.А.

ФЛОРЕНСКИЙ, ПАВЕЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1882–1937), русский философ, богослов, ученый. Родился 9 (21) января 1882 в Евлахе Елисаветпольской губернии. Учился на физико-математическом факультете Московского университета (с 1900). Уже в студенческие годы выдвинул ряд новаторских математических идей. В 1904 Флоренский поступил в Московскую духовную академию. После окончания академии и защиты магистерской диссертации был оставлен преподавателем. В 1911 Флоренский был рукоположен в сан священника. С 1914 он – профессор академии по кафедре истории философии. С 1912 и вплоть до Февральской революции был редактором академического журнала «Богословский вестник». В 1920-е годы деятельность Флоренского была связана с различными областями культурной, научной и хозяйственной жизни: участие в Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры, в организации Государственного исторического музея, научно-исследовательская работа в государственных научных учреждениях (им был сделан ряд серьезных научных открытий), преподавание во ВХУТЕМАСе (профессор с 1921), редактирование «Технической энциклопедии» и многое другое. В 1933 он был арестован и осужден. С 1934 находился в лагере на Соловках, где был расстрелян 8 декабря 1937.

«Конкретную метафизику» Флоренского в целом можно отнести к философии всеединства с характерной для этого направления ориентацией на традицию платонизма. Флоренский был знатоком философии Платона. А.Ф.Лосев отмечал исключительную «глубину» и «тонкость» его концепции платонизма. В.В.Зеньковский в своей Истории русской философии подчеркивает, что «Флоренский развивает свои взгляды в пределах религиозного сознания». Эта характеристика вполне отвечает позиции самого Флоренского, заявлявшего: «Довольно философствовали над религией и о религии, – надо философствовать в религии – окунувшись в ее среду». Флоренский критиковал философский и богословский рационализм, настаивая на принципиальном антиномизме как разума, так и бытия. Наш разум «раздроблен и расколот», «надтреснут» и тварный мир в его бытийственности, и все это следствие грехопадения. Однако жажда «всецелостной и вековечной Истины» остается в природе даже «падшего» человека и уже сама по себе является знаком, символом возможного возрождения и преображения. «Я не знаю, – писал мыслитель в своем основном сочинении Столп и утверждение истины, – есть ли Истина… Но я всем нутром ощущаю, что не могу без нее. И я знаю, что если она есть, то она – все для меня: и разум, и добро, и сила, и жизнь, и счастье». Критикуя субъективистский тип мировосприятия, доминирующий, по его убеждению, в Европе с эпохи Возрождения за отвлеченный логицизм, индивидуализм, иллюзионизм и пр., Флоренский в этой своей критике менее всего был склонен отрицать значение разума. Напротив, возрожденческому субъективизму он противопоставлял средневековый тип миросозерцания как «объективный» путь познания, отличающийся органичностью, соборностью, реализмом, конкретностью и др. чертами, предполагающими активную (волевую) роль разума. Разум «причастен бытию» и способен, опираясь на опыт «приобщения» к Истине в «подвиге веры», пройти путь метафизически-символического понимания сокровенных глубин бытия. «Поврежденность» мира и несовершенство человека не равносильны их богооставленности. Нет никакой онтологической бездны, разделяющей Творца и творение. Флоренский с особой силой подчеркивал эту связь в своей софиологической концепции, видя в образе Софии Премудрости Божией прежде всего символическое раскрытие единства небесного и земного: в Церкви, в личности Девы Марии, в нетленной красоте тварного мира, в «идеальном» в человеческой природе и др. Истинная же бытийственность как «тварное естество, воспринятое Божественным Словом» раскрывается в живом человеческом языке, который всегда символичен, выражает «энергию» бытия. Метафизика Флоренского в существенной мере и была творческим опытом преодоления инструментально-рационалистического отношения к языку и обращением к слову-имени, слову-символу, в котором только и может раскрыться уму и сердцу человека смысл его собственной жизни и жизни мира.